Краткая справка о geek-кодах и Phainocode

Краткая справка о geek-кодах и Phainocode


(x) Copyleft, Marinais, 13.05.2000

Geek-коды

Посредством компьютерных коммуникаций человек может контактировать со значительно б о л ь ш и м кругом людей чем традиционными способами. Это приводит к тому, что в электронной переписке одновременно участвуют люди из разных мест, совершенно не знавшие друг друга ранее, никогда не встречавшиеся и не имеющие времени на долгий и подробный рассказ о себе каждому собеседнику, которых может быть при этом ещё и неопределённо много.

Психология же человека такова, что обычно ориентирована на общение с л и ч н о с т ь ю , от которой ожидается не только поток информации, а ещё и некий индивидуальный образ. Поэтому пользователи сетей в большинстве своём пытаются сформировать о собеседнике представление, как он выглядит, чем занимается, о чём с ним имеет смысл говорить, о чём  нет, что любит, что  нет и т.д., постоянно задавая друг другу одни и те же типовые вопросы.

Возникает естественная идея, заготовить ответы на все эти вопросы и давать их з а р а н е е . С аналогичной целью, напр., в книгах помещают фотографии и краткое резюме об авторах.

Поскольку круг читателей в эхоконференции неопределён и постоянно меняется, единственным выходом остаётся помещать такое описание во все письма. Однако, добавлять к каждому отправляемому сообщению свою словесную анкету или автобиографию  идея вряд ли удачная. Поэтому такую информацию желательно как-нибудь компактно закодировать, чтобы она умещалась в разумные объёмы, а также не выглядела как чересчур навязчивая самореклама.

Так появилась идея geek-кодов, впервые реализованная американцем Робертом Хейденом (Robert А.Hayden) в его Geek Code. Однако, этот первый код был задуман автором скорее как система знаков отличия и принадлежности к представителям определённой компьютерной субкультуры, именующим себя "geeks". Это английское слово,  давшее название как коду, так затем, и выросшему из него семейству кодов,  имеет много значений, в числе которых такие как "чудики", "чокнутые", "фанаты" и т.п. Код получился слишком привязанным к этой культуре, наполненным её специфичными понятиями и малоинформативным для непосвящённых. В сочетании с некоторой громоздкостью это определило его недостаточно широкое распространение, и сформировало общий отрицательный стереотип отношения к подобному новшеству, как к некоему несерьёзному позёрству специфической категории молодых людей.

Вот как он выглядит:
GED/J d-- s: ++>: a-- C++(++++) ULU++ P+ L++ E---- W+(-) N+++ o+ K+++ w--- O- M+ V-- PS++>$ PE++>$ Y++ PGP++ t- 5+++ X++ R+++>$ tv+ b+ DI+++ D+++ G+++++ e++ h r-- y++**

С тех пор, однако, многое изменилось, и первый Geek Code дал основу целому семейству аналогичных по реализации, но очень различных по назначению кодов, развивавшихся по нескольким направлениям. Очень продуктивной оказалась область культовых игр и сериалов, приверженцы которых разработали специализированные коды для своей среды (напр., B5Gid, Mooniecode, RGFcode).

Geek-коды занимают промежуточное положение между машино- и человекочитаемой информацией, аналогично множеству алгоритмических языков и ряду человеко-ориентированных форматов данных (напр., TeX). Первоначально большинство из них создавалось для непосредственной интерпретации человеком, однако, затем к некоторым были написаны программы, автоматически находящие код в письме и переводящие его на язык обычных словесных описаний, либо генерирующие код на основе выбираемых ответов в анкете. Некоторые разработчики кодов пошли по пути максимальной компактности, отказавшись от читаемости человеком и перейдя на полную программную обработку (напр., UserInfo).

Автор этого обзора также заложил собственное направление развития geek-кодов.

Phainocode


Начав с простой попытки перевода и адаптации к российским условиям американского Geek Code, автор со временем пришёл к выводу о необходимости разработки отдельного кода, который был бы построен как символический язык, с упорядоченной структурой и заранее предусматривающий широкие возможности для расширения, который был назван Phainocode ("Фенокод"; от греч. phaino  проявляться  обыкновенно используется для обозначения внешних признаков чего-либо (напр., термин "фенотип" в биологии)). Последняя на данный момент версия: Phainocode 1.0. Предыдущие версии носили название GeekR  все они являются устаревшими и их поддержка не предполагается.

Вот как он выглядит:
Phaino 1.0 B-H-L-PS-Ta*L wz>4>4 hk4 ps& ec4~* eq1- pu4* hc45+ sr5 ab5 re1 as4< ptF/9/A mu1 TV2- hu1 lz5+ in5 ed>44* gl31>& Go&< UF4< co1< peabc>mqr;

Phainocode не привязан к какой-то отдельной культуре или кругу интересов, а напротив, задуман как максимально разносторонний и богатый описательными возможностями. Официальный стандарт Phainocode вы можете получить, вчастности, со многих факсерверов Фидо, прежде всего тех, реклама которых публикуется в эхоконференции RU.GEEK.

RU.GEEK

Эта эхоконференция имеет достаточно широкую тематику, формально описываемую как "способы передачи в текстовом письме информации, отличные от естественного языка". В неё входят, вчастности:

Одной из основных задач эхоконференции на данный момент является развитие Phainocode и Стандартизированного Словаря Смайлов. В ней вы можете высказать свои предложения и включиться в разработку. Правила, эхоконференции отличаются редкой демократичностью и терпимостью.

Hosted by uCoz